6 марта родился Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564), великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель, один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Родился в семье подеста. Учился у живописца Гирландайо и скульптора Бертольдо ди Джованни, однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях (рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров") вырисовываются главные черты творчества Микеланджело — монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. В Риме создаёт статую "Вакх", отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, и группу "Оплакивание Христа" (собор св. Петра), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне. В 1501 возвращается во Флоренцию и работает над произведениями, символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи. Колоссальная статуя Давида рождает представление о грозной силе, о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. В картоне для росписи Палаццо Веккьо ("Битва при Кашине") стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призывает Микеланджело в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись, проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного Микеланджело величественного скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для надгробия создал ряд статуй, в том числе "Моисея", ставшего центральным элементом последнего, осуществленного варианта. Также для надгробия предназначались две статуи рабов (т. н. "Восставший раб" и "Умирающий раб"), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, которые остались незавершённым. Монументальные живописные циклы выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к самому грандиозному живописному произведению Микеланджело — росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана. В сложной идейной программе плафона выделяются следующие темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с "Отделения света от тьмы" и кончая "Опьянением Ноя", пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах — предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и величественное декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески воспринимаются как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных творческих возможностей. В 1520-х гг. мироощущение Микеланджело приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет — возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи. Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток, — символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494—1559) и кризиса ренессансных идеалов. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает Микеланджело главой фортификационных работ. После падения города он работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда переезжает в Рим. Последние тридцать лет его жизни ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. В Риме он пишет огромную фреску "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы; в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центральное место занимает юный и героически прекрасный Христос — беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане ("Распятие Петра" и "Обращение Павла"), отчасти предвосхищающих росписи барокко. До последних дней жизни занимался ваянием, однако "Оплакивание Христа", исполненное им для собственного надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником Микеланджело — Т. Кальканьи), а т. н. "Пьета Ронданини" осталась в стадии первоначальной обработки. Ещё в 1523—34 воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции. С 1546 и до конца жизни главным его трудом было возведение собора св. Петра и строительство ансамбля Капитолия в Риме — духовного и светского центров "вечного города" (обе работы завершены по планам Микеланджело после его смерти). В старости всё чаще обращался к поэзии. Лирика его отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело — мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками. Образ Микеланджело воплощен в ряде зарубежных художественных и худ.-документальных фильмов. В разное время роль Микеланджело играли Джан Мария Волонте, Питер Устинов, Орсон Уэллс, Рутгер Хауэр и др. Наиболее известная картина о Микеланджело - "Муки и радости/Агония и экстаз / The Agony And The Ecstasy". Фильм снят по роману Ирвинга Стоун в 1965 году режиссером Кэролом Ридом. Кинолента рассказывает о конфликте Микеланджело и римского папы Юлия II. В сценарии отражен четырехлетний период (с 1508 по 1512) годы, в течение которого художник работал над грандиозным живописным произведением - росписями потолка Сикстинской капеллы Ватикана. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения, как в этом грандиозном художественном полотне, а особенно в изображениях фигур - Пророков и Сивилл. Авторы картины отмечают художественную смелость и дерзость Микеланджело и властность Папы. Рекс Харрисон потрясающе сыграл его роль от момента появления солдатом в шлеме, вынужденным подавлять постоянные бунты и волнения, до финальных сцен, когда Зритель видит "наместника Бога на земле" прагматичным и всесильным правителем. Микеланджело в исполнении Чарлтона Хестона - личность выдающаяся, а сдержанная игра актера создает подлинный облик гения. Гарри Эндрюс великолепно сыграл роль архитектора Донато Браманте, а живописца и архитектора Рафаэля, достраивавшего начатый Браманте Ватиканский двор с лоджиями, незабываемо сыграл Томас Милиан.